Главная » Компании » Компенсации за испорченный отпуск. Чем закончилось дело «Натали Турс»?

Компенсации за испорченный отпуск. Чем закончилось дело «Натали Турс»?

19,7 тыс туристов за потерянный отдых потребовали компенсацию в размере более 1 млрд рублей.

Летом этого года один из самых популярных туроператоров страны «Натали Турс» неожиданно для туристов отменил чартерные программы в Барселону, Римини, Катанию, Неаполь, Анталью и Ираклион. И это несмотря на то, что на тот момент компания продала 10 тысяч туров на 15 млн долларов. 3 сентября этого года группа «Натали Турс», состоящая из трех компаний, была исключена Ростуризмом из единого федерального реестра туроператоров. А днем позже компания приостановила свою деятельность.

Крутое пике. Что случилось с «Трансаэро»?

Как «скатилась» Натали? 

Работу на туристическом рынке «Натали Турс» начала в 1992 году. Судя по рейтингам отраслевых изданий, компания была чуть ли не лучшим оператором страны. К примеру, в 2009 году «Натали Турс» находилась на 4-м месте среди них по величине оборота. Но к 2015 году у компании начали возникать проблемы. Как АиФ.ru рассказала исполнительный директор АТОР  Майя Ломидзе, у оператора возникали сложности с заселением туристов. «Несмотря на то, что проблемы они решили быстро, мы пытались предупреждать об этом наших туристов», — уточнила Ломидзе. Руководство компании утверждало, что на падение их позиций на массовых туристических направлениях повлиял ряд факторов, в частности — уход в 2015 году с рынка основного перевозчика туроператора — компании «Трансаэро».

Спустя три года «Натали Турс» и вовсе резко аннулировала все проданные туры, оставив за рубежом более 3,5 тысячи своих клиентов, и по факту остановила дальнейшие продажи. Тогда компания объяснила это финансовыми проблемами и даже обещала возобновить отправку туристов с 1 октября. Но сразу после исключения из реестра Ростуризма (фактически это запрещает ее туристическую деятельность) объявила о приостановлении своей работы. В итоге туристы, которые не успели использовать оплаченный тур, остались и без денег, и без отдыха. Повезло лишь тем, кто в тот момент уже был в поездке, — у большинства и отели, и билеты на обратный рейс были забронированы, а значит, они спокойно могли продолжать отдых.

В день исключения оператора из реестра Ростуризма стало известно, что московская полиция возбудила уголовное дело по статье «мошенничество» против должностных лиц ООО «Натали Турс». Из сообщений столичной прокуратуры понятно, что туроператор «Натали Турс» и ООО «Панорама Тур» (с 2017 г. юридическое лицо компании) получили более миллиона рублей от почти 5 тысяч туристов как оплату за услуги, но свои обязательства перед ними не выполнили. Более того, по данным прокуратуры города, деньги были выведены со счетов компаний на счета третьих лиц. Правда, конкретные имена правоохранительные органы не сообщили.

На запрос АиФ.ru о ходе расследования этого уголовного дела пресс-центр ГУ МВД России по г. Москве отвечать отказался, сославшись на ст. 161 УПК РФ и невозможность разглашения данной информации.

«Натали Турс» не хочет возвращать деньги?

Заплатим всем, но не все

В таких случаях выплаты туристам, чьи туры «сгорели», должна делать страховая компания. У «Натали Турс» такой была «Ингосстрах». Размер финансового обеспечения компании, которым для выплат и распоряжается страховая, был 50 млн рублей. В течение месяца, то есть до начала октября, страховая принимала заявления о выплате компенсаций. В итоге, как АиФ.ru сообщили в «Ингосстрахе», к 29 октября было подано 8847 заявлений (а это более 19 тысяч туристов) на выплату страхового возмещения на общую сумму 1,094 млрд рублей. Понятно, что обеспечить такую сумму из-за размеров финобеспечения «Натали Турс» страховая не могла. Поэтому компенсации туристам выплачивались с учетом коэффициента в 0,0491. То есть за каждую заплаченную им за путевку тысячу турист получал всего 41,9 рубля. В итоге страховщик частично возместил деньги по 8164 заявлению, в 175 случаях отказал в выплате, еще в 10 случаях туристы сами отказались от компенсации.

Пять за сто

Тем не менее оставшиеся деньги туристы еще могут получить обратно. По закону, если денег страховщика или гаранта не хватило, выплаты туристам начисляются из фонда персональной ответственности туроператора. Этот фонд формируется за счет ежегодного взноса туроператора в сфере выездного туризма (1% от общей цены тура). Однако оказалось, что в «Натали Турс» занижали число проданных туров, говорит директор ассоциации «Турпомощь» Александр Осауленко.  Кроме того, оставшиеся деньги туристы получат не раньше весны 2019 года. «Дело в том, что фонд персональной ответственности не собран. Для того, чтобы его собрать и высчитать коэффициенты выплат туристам, мы отправили ряд запросов в органы регулирования страховой деятельности, в частности в Центральный Банк. На их рассмотрение отводится 30 дней, то есть как раз сейчас мы должны получить ответ, — говорит Осауленко. — И дальше в течение 90 дней мы будем формировать реестр туристов, которым был причинен ущерб, и просчитывать коэффициент выплаты. Получается, что туристы смогут вернут свои потраченные на отдых деньги не раньше апреля следующего года».

Также есть вероятность, что коэффициент выплат из фонда будет еще ниже, чем был у страховой. «Обратиться к нам, чтобы получить деньги из фонда, могут лишь те туристы, которые имеют на руках документы не только об оплаченном туре, но и получении компенсации или отказе в ней от «Ингосстраха», — добавляет эксперт.

Часть клиентов «Натали Турс» на форумах пишет, что страховая из запрошенных 100 тысяч рублей по факту выплатила им 5. И вряд ли остальные 95 тысяч им восполнит фонд персональной ответственности. Так что прогноз для пострадавших туристов неутешительный.

Источник